Дети Великого Князя Владимира I Святославича

Оглавление

Образ Владимира I Святославича в описаниях отечественных историков

Н. М. Карамзин

Сей Князь, названный церковию Равноапостольным , заслужил и в истории имя Великого . Истинное ли уверение в святыне Христианства, или, как повествует знаменитый Арабский Историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с Государями Византийскими решило его креститься? Известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и — что всего ужаснее — братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные.

Николай КарамзинХуд А. Венецианов, 1828 г.

Н. М. Карамзин, вырезка из 8-й главы I тома «Истории государства Российского»

С. М. Соловьёв

С. М. Соловьёв
Деятельность Владимира, как она высказывается в преданиях, отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведет войну, но он ведет ее для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались удалением отца его, усобицами братьев и перестали платить дань… Он пользуется опытом отцовским, советом старика – дяди и отказывается от завоевания народов далеких, сильных своею гражданственностию. Он воюет с греками, но не пускается по варяжски с легким флотом опустошать берега Империи: он хочет овладеть ближайшим к его волости городом греческим, Корсунем, который так легко и безопасно было присоединить к русским владениям; впрочем, предание тесно связывает этот поход с намерением принять христианство.

Но главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе с степными варварами. Святослав заслужил упрек, что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков или укреплений по близким к степи рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между поведением отца и сына.

Но, кроме того, личный характер Владимира был способен также возбудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявлений дикой силы. Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа. Владимир не любил жить один; он любил дружину, говорит летопись, думал с нею о строе земском, о ратях, об уставе земском; любя думать с дружиною, Владимир любил пировать с нею; о пирах его остались предания и в летописях, и в песнях.С. М. Соловьёв, вырезка из 6-й и 7-й глав «Истории Российской».

Н. И. Костомаров

Летописец наш изображает вообще Владимира жестоким, кровожадным и женолюбивым; но мы не можем доверить такому изображению, так как по всему видно, что летописец с намерением хочет наложить на Владимира-язычника как можно более черных красок, чтобы тем ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представить того же князя в самом светлом виде после принятия христианства.

С большею достоверностью можно принять вообще известие о том, что Владимир, будучи еще язычником, был повелителем большого пространства нынешней России и старался как о распространении своих владений, так и об укреплении своей власти над ними.

Н. И. Костомаров

Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:

Внешняя политика
Внутренняя политика

Список литературы

  1. Н. М. Карамзин, вырезка из 8-й главы I тома «Истории государства Российского»
  2. С. М. Соловьёв, вырезка из 6-й и 7-й глав «Истории Российской»
  3. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

Крещению Руси предшествовало личное крещение князя Владимира. Крестились также дети и его жёны

Жизнь князя Владимира известна нам из летописей. Они говорят о том, что решив крестить Русь он провёл «испытание вер» или «выбор вер». Для этого святой князь . Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений, а именно ислама (болгар), иудаизма, католицизма (немцев) и православных греков.

Каждый из проповедников описывал ему достоинства своей веры, но после беседы с «греческим философом» князь остановился на православии.

Выбор веры. Сергей Исаев. 2014 год. Летописи утверждают, что святой равноапостольный князь Владимир пригласил в Киев проповедников всех известных в то время религий, чтобы выбрать из них самую достойную

Также летописи утверждают, что Владимир отправил в Константинополь, столицу Византии десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Посланцы настолько поразились Константинопольской Софией, а именно, великолепной архитектурой храма, ангельским пением хора, красотой богослужения, что они вернулись в Киев со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

987
в этом году Святой князь Владимир принял крещение

Летописи говорят о том, что решение о крещении русского государства «по закону греческому» принято в 987 году князем Владимиром на совете бояр. При этом крещению Руси предшествовало крещение самого князя Владимира.

Дело в том, что в это время византийские императоры Василий II и Константин заключили с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки, который в августе 987 года провозгласил себя императором.

Крещение князя Владимира. В.М. Васнецов. 1890 год. Святое Крещение князь Владимир принял сразу же после осады Корсуни и перед женитьбой на царевне Анне

«Весной или летом 988 года русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и, обеспечив в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса 13 апреля 989 года перевес в пользу Василия II, спас его трон» — так говорит об этой помощи армянский историк Стефан Таронский.

В это же время для подавления внутреннего мятежа против императора в это же время Владимир осадил Корсунь (Херсонес в Крыму). Примерно в это же время он принял святое крещение вместе с дружиной, получив в христианстве имя Василий в честь императора Василия II, своего союзника.

28 июля — День крещения Руси: Как князь Владимир выбрал религию для страны

28 июля отмечается День крещения Руси. В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. Как это происходило, и какие события повлек за собой переход в христианскую веру, расскажет 5-tv.ru.

Почему День крещения Руси празднуют 28 июля?

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. Почему был выбран именно этот день и когда на самом деле жители Киева приняли православие, неизвестно. Некоторые историки сомневаются даже по поводу 988 года. Июльская дата была выбрана как День памяти святого князи Владимира Святославовича.


Фото: ТАСС / Егор Алеев

Впервые День крещения Руси отметили в 1888-м. Тогда по Российской империи прошли широкие праздничные гуляния. В Российской Федерации и православных странах СНГ праздник утвердили благодаря инициативе патриарха Алексия II. Епископ обратился к руководству страны с предложением добавить День памяти святого князя Владимира в список государственных памятных дат. Документ был подписан спустя два года.

Как все начиналось?

Киевская Русь поддерживала теплые дружественные отношения с Византией. Князь Владимир имел военную договоренность с императорами Константином VII и Василием II, взамен ему была обещана женитьба на представительнице македонской династии Анне. Но жених был язычником, а невеста не могла выйти замуж за некрещеного монарха. Владимир Святославович принял решение принять православие, а вместе с ним обряд прошли некоторые его слуги, сыновья, жены (язычники могли иметь много жен) и часть боярского сословия. Кстати, от пяти жен он отказался и позволил им выйти замуж снова, либо остаться одинокими. Но как бы романтично это не звучало, такой серьезный поступок был продуманным шагом к тому, чтобы впоследствии крестить и всю Русь.


Фото: ТАСС / Владимир Медведев

Несмотря на все выполненные условия, правители Константинополя не торопились высылать Анну в Киев. Князю Владимиру Святославовичу пришлось брать невесту силой, он двинулся с войсками на город Корсунь (ныне Херсонес, Республика Крым). Византийское поселение было захвачено, а вернули его только после того, как Анна перешла на сторону Руси. Князь остался в Корсуне на какое-то время, чтобы получить уроки по христианству. Ему требовалось быть подкованным в этом вопросе.

Как крестили Русь: Из язычников в христиан

После удачной военной операции князь Владимир вернулся в Киев с невестой, также за ним последовали православные священники. Перед ним стояла задача начать операцию по крещению Руси. Ему пришлось активно бороться с языческими идолами. Началась вырубка славянских Богов по всей Руси. Главный священный центр в Киеве — Капище — разрушили. Шесть статуй славянского языческого пантеона стерли с лица города, кинув в воды Днепра.


Фото: ТАСС / Донат Сорокин

Князь Владимир начал активную пропаганду христианства среди населения. Владимир Святославович приказал русскому народу явиться в Киев, чтобы пройти массовое обращение в православную веру в Днепре. Мероприятия по крещению начались по всей стране. Вторым по счету крестили Новгород, далее Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Луцк, Псков и другие города.

В Киеве в 996 году был построен первый каменный храм Руси — Десятинная церковь или Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Но в 1240-м, когда орда хана Батыя завоевала Киев, великое строение было разрушено. Первую православную святыню восстанавливали два раза. Первый раз по инициативе митрополита Петра Могилы в 1630 году. На территории разрушенного храма была возведена небольшая церковь в память об утраченной православной святыне. В 1824-м по приказу митрополита Евгения началось второе восстановление. Было решено возвести храм полностью. Спустя почти 100 лет, когда к власти пришли большевики, в 1928 году, восстановленная Десятинная церковь была снова снесена, как и многие другие объекты архитектуры и культурного наследия России.

Владимир Святославович (Владимир Святой) — князь киевский, при котором произошло Крещение Руси

Владимир I Святославович — это древнерусский князь. Известен под именами Владимир I, Владимир Первый, Владимир Святой, Владимир Великий. В церковной истории его называют Владимир Креститель, так как при нём произошло Крещение Руси.

Он внук великой княгини Ольги, прославляемой Церковью в качестве равноапостольной святой, и сын великого князя Святослава Игоревича. Жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир. Миниатюра Радзивилловской летописи. Святой равноапостольный князь Владимир — это воин, выдающийся государственный деятель, креститель Руси

Князь Владимир принял христианство по греческому обряду и сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении принял имя Василий. Некоторые источники отождествляют его с легендарным киевским князем Владимиром Красное Солнышко, героем былин и сказаний.

Почитается в русском православии и католичестве. Православные почитают его как равноапостольного святого. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. День памяти святого в русском православии празднуется 15 (28) июля.

Княжеская символика – трезубец

Среди «знаковых» мероприятий Владимира после крещения историки отмечают начало чеканки князем собственной золотой и серебряной монеты – «золотников» и «сребреников», ведь чеканка монеты принадлежала к непременным атрибутам суверенного властителя. Если так поступал византийский император, то и его русский родственник имел подражать этому достойному примеру.Златник Владимира весил 4,2 г и был равен по стоимости византийской номисми и мусульманском динару. Это была высокохудожественная монета с гербом-тамгой трезубцем, портретом князя и словесной легендой. На обратной стороне было изображение Христа Спасителя. Такими же были и ранние сребреники с легендой «Владимир на столе – а это его серебро». Более поздние сребреники на обороте вместо изображения Христа Спасителя имели только трезубец.Исследователи выдвинули многочисленные гипотезы о значении трезубца как символа, но к единому мнению не пришли. Его предлагают рассматривать как изображение церковного светильника-трикирия или паникадила, хоругви, церковного портала, сокола как княжеского тотема, ворона, голубя, «государства» как регалии, шлема, обоюдоострого топора, верхушки скипетра. Рассматривается вариант этого знака как монограммы (можно прочитать слово «воля»). В последнее время популярность приобрели толкования трезубца как символа триединства мира и сочетание символов, распространенных когда, культов солнца и якоря.Позволим тоже предположить, что именно может означать этот Княжеский знак.Как известно, князь довольно длительное время провел в Византии. Также оттуда, из императорского дома, была и его жена. Поэтому, вероятно, он был хорошо знаком с концепцией Юстиниана о симфонии светской и духовной власти, которая символически находила отражение в гербе Византийской Империи – двуглавом орле. По нашему мнению, став христианином, Владимир Святославич творчески подошел к реализации этой идеи в своем государстве. Так, трезубец мог быть для него, в первую очередь, постоянным напоминанием о Святой Троице. (В этом контексте, кстати, было бы очень хорошо исследовать или не произвел этот Княжеский знак определенного влияния на иконографическое изображение Святой Троицы Андреем Рублевым, которое, по крайней мере, контурно напоминает геральдический знак Киевского князя). С другой стороны, трезубец мог иметь целью показать, что кроме власти государственной и власти церковной есть еще одна неотъемлемая составляющая настоящей христианской страны – народ. Причем, средний «зуб» является не только связующим между двумя крайними, но и, по своей форме напоминает корень, который приносит плод. То есть, Церковь и государство объединяют свои усилия для того, чтобы народ принес достойный плод, став народом Божиим. Конечно, эти наши соображения лишь гипотезой, которая, надеемся, требует дальнейшего изучения.

Годы языческого правления

Владимир продолжал расширять свои владения за пределы обширных владений отца. В 981 году он захватил у поляков города Червень ; в 981–982 подавил восстание вятичей ; в 983 году он покорил ятвягов ; в 984 году он покорил Радимичей ; а в 985 году он провел военный поход против волжских булгар , основав на своем пути многочисленные крепости и колонии.

Хотя христианство распространилось в регионе во время правления Олега, Владимир оставался последовательным язычником, взяв восемьсот наложниц (вместе с многочисленными женами) и воздвиг языческие статуи и святыни богам.

Возможно, он пытался реформировать славянское язычество, пытаясь отождествить себя с различными богами, которым поклонялись его подданные. Он построил языческий храм на холме в Киеве, посвященный шести богам: Перуну — богу грома и войны, «норвежскому богу, пользующемуся благосклонностью членов дружины князя»; Славянские боги Стрибог и Даждьбог ; Мокошь — богиня, олицетворяющая Мать-природу, «которой поклоняются финские племена»; Хорс и Симаргл , «оба имели иранское происхождение, были включены, вероятно, для апелляции к полианам».

Открытое оскорбление божеств, почитаемых большинством людей на Руси, вызывало всеобщее возмущение. Толпа убила христианина Федора и его сына Иоанна (позже, после всеобщей христианизации Киевской Руси, люди стали считать этих двоих первыми христианскими мучениками на Руси, и Православная Церковь установила день их памяти, 25 июля. ). Сразу после убийства Федора и Иоанна в раннесредневековой Руси начались гонения на христиан, многие из которых бежали или скрывали свою веру.

Однако князь Владимир долго размышлял об этом инциденте, и не в последнюю очередь по политическим соображениям. Согласно ранней славянской летописи « Повесть временных лет» , описывающей жизнь Киевской Руси до 1110 года, он отправил своих послов по всему миру, чтобы из первых рук оценить основные религии того времени: ислам, католицизм и т. Д. Иудаизм и византийское православие. Наибольшее впечатление на них произвел визит в Константинополь, когда они сказали: «Мы не знали, находимся мы на Небесах или на Земле… Мы знаем только, что Бог живет там среди людей, и их служение справедливее, чем церемонии других народов».

Завоевательная политика князя Владимира

Внутренняя и внешняя политика князя Владимира соответствовала требованиям того времени. Начиная с 981 года, князь регулярно собирает войска для захвата новых или обороны уже подчиненных Киеву земель. В 983 году Киеву подчиняется балто-литовское племя ятвягов, Судавия. Спустя год после этого события Владимир разбивает дружину радимичей и устанавливает в их землях дань. Первые завоевания князя Владимира показывают соседствующим с Русью племенам не только силу княжеского войска, но и крепость уже сложившегося государства, рубежи которого порушить совсем не просто.

Не гнушается князь от заключения союзов с кочевыми племенами. Внешняя политика Владимира Святославовича основывается на таких союзах. В 985 году в союзе с торками он воюет с волжскими булгарами. Заключенный впоследствии мир был крайне выгодным для Киевской Руси. В этом же году, Владимиру удается вновь обложить данью хазар.

Наиболее значимым во внешней политике князя Владимира был поход Владимира на Корсунь. Причиной его стало восстание в Византии, целью которого было свержение императоров Василия и Константина. Памятуя о мирном договоре 972 года и не имея сил для самостоятельного подавления восстания, императоры обратились за помощью к Киевской Руси. Владимир согласился помочь, но выдвинул свои собственные требования, одним из которых была женитьба на византийской принцессе Анне и крещение Руси, принятие христианства по греческому обычаю без подчинения русской церкви Константинополю.

Следуя договоренности, Владимир в 988 году осаждает Корсунь. Город стойко держал осаду, но его защитники сдались, после того как осаждавшие разрушили водопроводные трубы, по которым в город поступала вода. Захваченный город князь Византии не передал, удерживая его до тех пор, пока греки не прислали принцессу Анну, которая немедленно вышла замуж за Владимира. В дальнейшем, русские войска не раз помогали византийским императорам удерживать власть в своих руках. Дружина Киевского князя участвовала в походах на Армению и Дунайскую Болгарию.

Благодаря умелой внешней и внутренней политике князя Владимира Великого и смелости русских воинов впервые к Древнерусскому государству присоединились белые хорваты.

За время правления Владимира были заключены мирные и союзнические договора с:

  • Венгрией;
  • Польшей;
  • Королем Чехии;
  • Папой Римским.

Союзнический договор с императором Византии был обновлен.

Владимир идет походом на вятичей (Радзивилловская летопись)

Дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович (980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе. Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013) В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018) Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого. Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015) Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно) Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Примерно в 1025 году, когда Болеслав умер, пленницы освободились. После этого Мстислава нигде не упоминается. Семьи не имела.

Междоусобица Святославичей

Смерть брата Олега

В «Повести временных лет» сообщается, что усобица началась с того, что Олег в 975 году убил Люта, сына воеводы Свенельда, охотившегося в его лесу. Свенельд, командовавший войсками Ярополка, якобы решил отомстить за смерть сына. В 977 году Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. В борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Он упал с моста во время бегства от киевской дружины и был задавлен в крепостном рву другими воинами и лошадьми. После известия о начале междоусобицы третий брат, Владимир, бежал из Новгорода «за море», а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства.

Смерть Олега в 977 году в городе Овруч привела к концу карьеры старого воеводы Свенельда:

Смерть Олега, князя древлянскогохуд. А. Б. Чориков

Конфликт с Владимиром

Историк Константин Богданов писалБогданов, 2013, с. 111.:

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось. После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром, который не намерен причинить ему никакого зла. В свою очередь отрок Варяжко убеждал своего князя Ярополка не выходить к Владимиру, так как Ярополка ожидает неминуемая гибель. Последний не внял предостережениям своего отрока, а Блуду всё-таки удалось убедить его вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Жены и дети

Согласно Повести временных лет, женой князя была некая бывшая греческая монахиня, захваченная в плен его отцом Святославом во время его походов. В одной из статей летопись говорит, что вдова Ярополка сделанная наложницей его братом Владимиром уже была беременна (бе не праздна), в таком случае отцом Святополка был Ярополк. Тем не менее, Владимир, который стал великим князем киевским, называл Святополка своим законным сыном (третьим по старшинству) и дал ему княжение в Турове.

После смерти Владимира в 1015 году, между Святополком и другими сыновьями киевского князя разгорелась т.н. вторая междоусобица, победителем в которой вышел Ярослав Мудрый.

Святополк Владимирович «Окаянный»(Худ. В.Шереметьев. 1867)

Список литературы

  1. По словам хрониста XI века Ламперта Герсфельдского: «973 г.: Император Оттон Старший вместе с Младшим пришёл в Кведлинбург и отпраздновал там 23 марта Святую Пасху. Туда с богатыми дарами прибыли послы многих народов, а именно римлян, греков, беневентцев, италийцев, венгров, данов, славян, болгар и русских.»:
  2. В. Н. Татищев, «История Российская» кн 1, гл 4
  3. Богданов, 2013, с. 111.

Правление князя Владимира I Святославича 980-1015 годы

Начало правления — междоусобица Святославичей

Началом первой междоусобицы на Руси, возникшей через 5 лет после смерти князя Святослава Игоревича, стало убийство Олегом Святославичем сына киевского воеводы Свенельда во время охоты. Свенельд воспользовался влиянием на молодого князя Ярополка и решил отомстить убийце сына.

Узнав о гибели Олега во время столкновения с войсками Ярополка при городе Овруче, Владимир бежал «за море» и вернулся на следующий год с наёмным войском варягов. Найдя среди советников Ярополка предателя в лице воеводы Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости Родень на переговоры и приказал убить, после чего занял Киев и начал править единовластно.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XIвека это случилось 11 июня 978 года.

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.Подробнее о междоусобице

Краткая характеристика внутренней политики

После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир подавлял восстания племен вятичей и радимичей, старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси.

Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.

Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.

Общая схема внутренней политики Владимира I СвятославичаПодробнее о внутренней политике

Итоги и результаты правления

  • В результате междоусобицы 977-980 годов Владимир убил брата Ярополка и пришёл к власти.
  • В начале правления столкнулся с необходимостью подавлять восстания вятичей и радимичей.
  • После столкновения с волжскими булгарами был заключен мир, присходил обмен посольствами и в 1000 был заключён выгодный договый договор.
  • На хазар был совершён поход, однако закрепиться в низовьях Волги не получилось.
  • Сначала пытался сделать упор на язычество, затем принял христианство и крестил Русь, что вызвало религиозные конфликты.
  • Ради заключения первого династического брака между правящими домами Руси и Византии Владимир сделал христианство государственной религией, помог правителю Констнтантинополя подавить восстание Варды Фоки и совершал походы против дунайских болгар. Войдя в число христианских государств Русь преодолела цивилизационную изоляцию, греческая культура активно начала проникать в жизнь славян, а греки более рассчитывали не опасаться язычников-русов.
  • Владимир смог временно остановить натиск печенегов путем строительства оборонительных валов, основания городов-крепостей и переселения северных племён для охраны границ.
  • Ко времени правления Владимира относится начало чеканки монет на Руси.
  • Начавшееся противостояние с Польшей при жизни Владимира протекало успешно, однако после смерти князя поляки воспользовались междоусобицей, чтобы вернуть часть завоёванных им земель
  • Надеялся передать титул великого князя сыну Борису в обход существующей традиции наследования по старшинству, что стало одной из причин второй междоусобной войны на Руси.