Всё, что нужно знать о рюриковичах

Оглавление

Смутное время

В самом начале XVII века страну поразил глубокий духовный, экономический, социальный, политический и внешнеполитический кризис. Он совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть. Все это поставило страну на грань катастрофы. Толчком для начала Cмуты стало пресечение царской династии Рюриковичей после смерти Федора I Иоанновича и не очень понятная политика новой царской династии Годуновых.

Правитель

Годы правления

Примечание

Лжедмитрий I (предположительно – Григорий Отрепьев)

1 июня 1605 – 17 мая 1606

Василий IV Иванович Шуйский

19 мая 1606 – 17 июля 1610

«Вещая» гибель Олега

Олега на Руси называли «Вещим». Происхождение этого прозвища связано, скорей всего, со скандинавским значением имени Олег («Хелги» — «вещий», «святой»).

Русский
меч X в.

Олег принял смерть не в стольном Киеве и не на поле брани, поэтому неизвестны ни обстоятельства его гибели, ни её место. Эта неизвестность породила несколько легенд о смерти великого князя, одна из которых, самая поэтичная, легла в основу пушкинской «Песни о Вещем Олеге» и оправдывала его прозвище.

Предсказали-де некогда Олегу, что примет он смерть от своего коня. Испугавшись предсказания, Олег отказался от своего любимца-коня. Когда прошло много лет и узнал князь о смерти верного коня, то посмеялся над старым предсказанием и пожелал посмотреть на останки своего боевого друга. Когда поставил Олег ногу на конский череп, из него вылезла змея и ужалила князя. Так исполнилось предсказание и князь умер.

Олег — первый русский князь на Руси

В 882 году хорошо известный нам по поэме Вещий Олег – регент князя Игоря, сына Рюрика — собрал дружину и направился из Новгорода на юг. По пути он захватил Любеч и Смоленск и установил в этих городах свою власть. Дружина Олега состояла из варягов и племен чуди, мери, словен и кривичи. Они направились в сторону Киева и захватили его, убив при этом бывших дружинников Рюрика — Аскольда и Дира, правивших этим городом. После этого Киев был объявлен столицей государства Олегова, а подвластные новгородской земле племена должны были платить ему дань. Олег начал строительство крепостей вокруг своей столицы. Об этом событии есть свидетельство летописца, согласно которому, Олег — первый князь Киевской Руси — посредством силы и оружия распространил свою власть на землях северян и древлян, а племя радимичей приняло его условия без борьбы, предпочитая платить дань Олегу, а не хазарам. А те, в свою очередь, начали против них экономическую блокаду, перекрыв путь русских купцов через их земли.

Объединение Руси

В итоге победителем вышел Иван Даниилович, и с тех пор практически постоянно право на Владимирский трон было у московских русских князей, а само княжество начало усиленное объединение под своим началом остальных русских княжеств.

Разумеется, происходило это с помощью войн, обманов, убийств и прочих «прелестей» Средневековья. Иван Даниилович даже получил от Орды право собирать дань для нее через Москву, и разумеется, часть ее оседала у самого московского князя, что дало возможность еще сильнее развивать нашу сегодняшнюю столицу.

Именно за это князь и получил прозвище Калита, что значит «денежный мешок». Благодаря такой стратегии уже к 1380 году при правлении Дмитрия Донского в ходе Куликовской битвы было показано, что Московское княжество, объединившее за собой большую часть русских князей, вполне способно сражаться с Ордой.

Хотя, конечно, окончательно страна избавилась от монголов лишь спустя сто лет, но это событие навсегда закрепило Дмитрия Донского в ряду великих русских князей.

Наконец при правлении Ивана III в 1497 противостояние на Калке полностью убрало над Русью «тень» Золотой Орды. При нем был завершен красный кирпичный Кремль, присоединен Новгород, принят свод законов «Судебник», сформированы органы управления страной, а самого князя уже величали государем всея Руси.

Его сын — Василий III — продолжил сбор под властью Москвы оставшихся удельных княжеств, а уже сына Василия, Ивана IV Грозного, никто русским князем на Руси не называл. Теперь страна называлась Московским царством, и правил в ней уже царь.

Иван Грозный был последним прямым потомком Рюрика — варяга, который дал название династии киевских князей.

Псевдокорни Рюрика

Некоторые ученые считают, что варяги – немецкие, датские, шведские, финские или даже норвежские племена. А автор “Повести временных лет” имел в виду, что Рюрик и его народ жили на землях, расположенных на юге от Варяжского, то есть Балтийского моря, в районе, который расположен ближе к Ангельну и Гольштейну. На современной карте эти земли находятся в северной части Германии. Можно ли отсюда сделать вывод, что первый князь на Руси Рюрик имеет немецкое происхождение? Думаем, что нет, и народности, которые обитали здесь, намного ближе к русским, нежели к немцам. Кстати, среди них встречаются такие имена, как Руссы, или Варины и т. д. Некоторые европейские исследователи считают, что у Рюрика могут быть шведские корни. Однако русские ученые видят за этой версией политический смысл и полностью отрицают ее. Во время Ливонской войны между Швецией и Россией Иван Грозный предположил, что в жилах шведского короля Юхана Третьего не течет голубая кровь, а тот напомнил русскому царю о том, что Рюрик – первый Великий князь Руси — варяг и имеет шведские корни. А вот в 1-й половине 18-го века петербуржские академики, имеющие немецкие корни, высказались за версию немецкого происхождения Рюрика и его братьев. Эту теорию стали называть норманской, однако Ломоносов, изучив данный вопрос, пришел к заключению, что она не соответствует истине и не имеет никаких исторических реалий. Да и согласно “Повести” четко видно, что варяги и шведы, варяги и норманы – разные племена.

Племена восточных славян и их жизнь до единого государства

До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.

Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.


Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)

Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.

Тропарь, кондак и канон святому князю Владимиру

Тропарь, гл. 4.

Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

Кондак, гл. 8.

Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

Романовы

Романовы – русский боярский род. В 1613 году в Москве прошел Земский собор для выборов нового царя. Общее количество выборщиков превысило 800 человек, представивших 58 городов. Избрание на царство Михаила Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Правитель

Годы правления

Примечание

Михаил Федорович

21 февраля 1613 – 13 июля 1645

Патриарх Филарет

1 июля 1619 – 1 октября 1633

Соправитель Михаила Федоровича с 1619 по 1633 год с титулом «Великий государь»

13 июля 1645 – 29 января 1676

Федор III Алексеевич

29 января 1676 – 27 апреля 1682

Иван V Алексеевич

27 апреля 1682 – 29 января 1696

Правил до 1696 года совместно с братом Петром I

27 апреля 1682 – 22 октября 1721

До 1696 года правил совместно с братом Иваном V

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.

  По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.

  В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.

  В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.

  В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.

  Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.

  По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.

  Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».

  Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.

  Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.

  В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.

  Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.

  Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.

автор статьи С. Перевезенцев

Князь Владимир Святой

Древнюю Русь часто потрясали усобицы, поэтому первое продолжительное мирное время, когда Киевом правил один князь, а сыновья его почитали и жили каждый в своем уделе, вошло в летописи. Это были времена князя Владимира, названного народом Святым.

Владимир Святославович был внуком Игоря Рюриковича. От отца своего он получил в правление Новгород, который считался самым непрестижным уделом. Ярополку достался Киев, а Олегу — все Древлянские земли. После смерти Святополка и Олега, который вынужден бежать от предательства старшего брата, Ярополк присоединил земли Древлянские к Киеву и стал править единолично.

Князь Владимир, прознав про это, пошел на него войной, но погиб старший брат не от его руки, а от руки предавшего его слуги. Князь Владимир сел на престол и даже усыновил сына Ярополка Святополка.

Далеко не все великие князья рода Рюриковичей так радели за народ, как Владимир Святой. При нем не только были построены школы для детей простолюдинов и создан специальный совет, в который входили мудрые бояре, но и учреждены справедливые законы, и принято православие. Крещение Владимиром Руси – это знаменательное событие, когда к Богу приходили не по одному человеку, а целым народом. Первое крещение произошло в водах Днепра и вошло в летописи наравне с другими благими поступками великого князя Киевского.

Русь во времена Владимира Святославича

В 980 году Владимир становится единственным правителем Киевской Руси, и уже с первых лет правления перед ним встала необходимость решать важные внутри- и внешнеполитические государственные задачи.

Владимир Святославич. Портрет из «Царского титулярника» XVII века.

Новгород и Киев были вновь объединены, вольнолюбивые прежде древляне вели себя смирно. Однако обнаружилась новая проблема, радимичи и вятичи «отбились от рук», перестав подчиняться Киеву. Владимиру понадобилось три года, чтобы привести в подчинение непокорные племена. Владимир широко использовал практику, введенную еще его отцом: он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками.

Владимир решил продолжить внешнюю политику своего отца Святослава, попробовав снова отвоевать земли по Дунаю. Князь организовал поход против Болгарии, который с военной точки зрения был довольно успешен, однако все же закрепиться на Дунае русским не удалось, пришлось заключить с Болгарией мир.

При Владимире обнаружилось новое направление внешней политики – западное. Сильный сосед в лице Польского государства появился у Руси на западе. Основателем Польского государства стал князь Мешко I, принадлежащий к династии Пястов.

Польша рассматривала Русь в качестве своего главного противника на востоке, поскольку между этими двумя государствами имелось ряд спорных земель. Владимир не стал ждать усиления Польского государства и едва вступив на престол, предприимчивый князь организовал военный поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси.

Много неприятностей доставляли Руси печенеги, которые периодически совершали разрушительные набеги на русские земли, уводили в плен жителей, сжигали села, уничтожали урожай. Владимир нанес крупное поражение печенегам в 992 году, в честь победы был основан город Переяславль. Однако печенежские набеги на Русь возобновились через несколько лет.

Одним из важных преобразований в деле эффективной защиты от внешних врагов стало масштабное строительство четырех линий оборонительных крепостей на расстоянии 15-20 км вдоль левого берега Днепра. Кроме того, при Владимире была разработана система светового оповещения о приближающихся врагах. Как это работало?

На высоких холмах или специально насыпанных курганах были сооружены сигнальные башни, с верхушек которых открывался хороший обзор во все стороны на многие километры. Стоит дозорному обнаружить угрозу в виде приближающегося полчища печенегов, он тут же зажигает огонь на башне. Завидев сигнал об опасности, дозорный с соседней башни проделывает ту же операцию. И так до тех пор, пока сигнал не дойдет до Киева. Благодаря этой системе, менее чем через час киевляне были в курсе, что опасность приближается.

Княгиня Ольга

Преемником Игоря должен был стать Святослав. Но на тот момент наследник был слишком мал и править Русью стала Ольга — вдова Игоря. В одних источниках сообщается, что замуж она вышла в 10 лет, в других — что встретилась с будущим мужем на переправе возле Пскова. По легенде, описанной в Степенной книге (16 век), она была перевозчиком на лодке, одетая в мужскую одежду. Игорь заинтересовался девушкой, но она отвергла ухаживания князя, заявив, что лучше броситься в воду, чем потерпеть поругание. И, когда настало время искать невесту, правитель послал за ней. Было ли это, сейчас сложно узнать. Но Ольга сумела сделать немало.

После того, как древляне расправились с Игорем, они предложили Ольге выйти за их князя — Мала. Но княгиня не только отвергла их предложение, но и жестоко отомстила за смерть любимого. Хотя она правила лишь до совершеннолетия сына, но фактически продолжала принимать решения и после, пока Святослав находился в военных походах.

Первым делом, вступив на трон, Ольга отправилась в путешествие по своим землям. Она создавала погосты — опорные пункты и оставляла там управителей

Вместо того, чтобы заниматься завоеваниями, Ольга обратила внимание на внешнюю политику. Благодаря умелой дипломатии она повышала престиж Руси, и государство стало известно в разных странах Европы

Кроме того, Ольга стала первым правителем, принявшим христианство. Ее крестил Константин — византийский император, а при крещении она получила имя Елена. Но на крещение Руси это решение не повлияло, и даже ее сын оставался язычником.

Игорь

После скоропостижной смерти Олега, странной стал править сын Рюрика – Игорь. В жены Игорь взял легендарную княгиню Ольгу, которую привез из Пскова. Она была на двенадцать лет младшей Игорь, когда они обручились Игорю было 25 лет, ей же только 13. Как и Олег, Игорь вел активную внешнюю политику, она направлена на завоевания ближайших земель. Уже в 914 году, через два года своего становления на престоле, Игорь подчиняет себе древлян и налаживает на них дань. В 920 году он впервые пошел на племена печенегов. Следующим в летописях упоминался его поход на Константинополь в 941-944 годах, увенчавшийся успехом. После похода на Византию, в 945 году князь Игорь был убит древлянами во время сбора дани. После его смерти править стала его супруга княгиня Ольга. После себя Игорь оставил малолетнего сына Святослава.

Это интересно: 197,Великое посольство и приключения урядника Петра (кратко)

Подчинение Константинополя

После разгромного поражения киевский князь решил поднять свой авторитет взятием Константинополя, но и здесь противники нанесли ему непоправимый удар, уничтожив почти все княжеское войско. Игорь очень разозлился и отправился договариваться с печенегами и хазарами о совместном походе на Царьград. Болгары сообщили императору Византии о предстоящей угрозе и ему не оставалось ничего другого, как предложить Игорю ряд выгодных условий примирения.

Древляне все это время жили с чувством мести по отношению к обидевшему их князю. Через год после заключения выгодного договора с Константинополем киевские сборщики дани направились к древлянам за положенными выплатами, но там их всех убили, так же как и Игоря, который пошел на помощь своим подданным.

Российские императоры (1721–1917)

Титул императора всероссийского был принят Петром I 22 октября (2 ноября) 1721 года. Это принятие состоялось по просьбе Сената после победы в Северной войне. Титул просуществовал до Февральской революции 1917 года.

Правитель

Годы правления

Примечание

Петр I Великий

22 октября 1721 – 28 января 1725

Екатерина I

28 января 1725 – 6 мая 1727

Петр II

6 мая 1727 – 19 января 1730

Анна Иоанновна

15 февраля 1730 – 17 октября 1740

Иван VI

17 октября 1740 – 25 ноября 1741

Елизавета Петровна

25 ноября 1741 – 25 декабря 1761

Петр III

25 декабря 1761 – 28 июня 1762

Екатерина II Великая

28 июня 1762 – 6 ноября 1796

Павел I

6 ноября 1796 – 12 марта 1801

Александр I

12 марта 1801 – 19 ноября 1825

Николай I

19 ноября (фактически с 13 декабря) 1825 – 18 февраля 1855

Александр II

18 февраля 1855 – 1 марта 1881

Александр III

1 марта 1881 – 20 октября 1894

Николай II

20 октября 1894 – 2 марта 1917

Период раздробленности

Начиная с этого момента и вплоть до XIV века Русь представляет собой множество раздробленных княжеств: от пятнадцати в начале до более двухсот в некоторые моменты. Князья Киевской Руси в этот период теряют свое влияние, хотя какое-то время потомки Рюрика еще боролись за Киевский престол, который до этого считался наиболее важным.

Среди множества людей, кто его занимал в то время, стоит отметить князя Юрия — шестого сына Владимира Мономаха. Ему в наследство досталось Ростово-Суздальское княжество, обладающее плодородными почвами, хорошо защищенное лесами, имеющее важные торговые пути через свои территории, но он все равно постоянно пытался «наложить руки» на Киев, за что и получил в народе прозвище Долгорукий. И да, это он основал Москву.

Но уже его сын — Андрей — понимал, что Киев к тому времени утратил свое экономическое значение, потому, когда его отец наконец занял в нем трон, он взял и сбежал от него к себе в Ростово-Суздальское княжество, прихватив с собой икону Владимирской богоматери.

Тут он перенес столицу княжества в маленький городок Владимир-на-Клязьме и стал усиленно застраивать его, развивать и улучшать свое княжество. В итоге к моменту его смерти Ростово-Суздальское княжество, теперь уже называемое Владимиро-Суздальским, становится новым великим вместо старого Киевского.

Убит был князь в результате заговора местных бояр, с которыми он всю жизнь вел борьбу за укрепление власти. После его смерти править стал брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо (прозвище он получил благодаря большому количеству сыновей). Он жестоко убил бояр, виноватых в смерти брата, и полностью подчинил боярство в княжестве себе. При его жизни продолжилось развитие княжества и началось завоевание Великого Новгорода, которое было завершено его сыном. Теперь не было сомнений в том, что великие князья Руси — это те, кто правит во Владимире.

Время первых

Как всем известно еще со школьных уроков по истории, название династии киевских князей дал варяг Рюрик. Откровенно говоря, информации об этом периоде сохранилось мало, а уж о степени ее правдивости судить еще сложнее. Рюрик в истории — личность полулегендарная, некоторые считают его реальным человеком, другие — собирательным образом. Так или иначе, по официальной исторической версии, он стал править в Новгороде с 862 года, и от этого момента ведут отсчет первых русских князей. Через несколько лет после этого соратники Рюрика — Аскольд и Дир — отбили Киев у хазар, что ознаменовало собой объединение двух важнейших городов того времени: Новгорода и Киева.

В 879 году Рюрик умирает и оставляет после себя лишь малолетнего сына Игоря (некоторые историки не считают его родным сыном первого князя). Ниже представлено дальнейшее развитие его рода.

Новгородский престол занимает другой варяг: Олег, прозванный Вещим. И да, это его образ А. С. Пушкин использовал в своем произведении «Песнь о вещем Олеге».

Уже через три года, в 882 году, Олег захватывает Киев у Аскольда и Дира (по некоторым версиям, это произошло обманным путем через переодевание воинов Олега в купцов). При своей жизни этот князь добился успехов как во внутренней политике, так и во внешней. К первой относится присоединение под княжескую власть различных славянских народов: древлян, северян, радимичей. Ко второй — военные походы на Константинополь (Царьград) в 907 и 911 годах, результатами которых стало соглашение между Киевской Русью и Византией о торговле и возможности русским купцам работать на рынках Царьграда.

Князь-завоеватель Святослав

Умерла княгиня Ольга в 969 году и была погребена по христианскому обычаю. Характерной особенностью её правление было то, что она ограничила свою деятельность лишь заботами государственного правления, предоставив мужчинам-князьям вести войны и мечом утверждать её власть. Даже Святослав, возмужав и получив все княжеские полномочия, занятый походами, смело оставлял государство на попечение матери.

Унаследовав от матери власть, князь Святослав всего себя посвятил военным походам, желая возродить славу Руси, столь ярко воссиявшую во времена князя Олега. Кстати, он едва ли не первый начал следовать законам рыцарской чести. Князь, например, считал недостойным нападать на противника врасплох, и именно ему принадлежит знаменитая фраза «Иду на вы!»

Обладая железной волей, ясным умом и полководческим талантом, Святослав сумел за годы своего княжения присоединить к Руси множество земель, значительно расширив её территории. Как и все первые князья на Руси, он был завоевателем, одним из тех, кто мечом своим отвоёвывал шестую часть земли для будущего государства Российского.

Потомки римских императоров

Князья и цари династии Рюриковичей вели свою родословную от легендарного Рюрика, который прибыл на Русь во второй половине 9-го века вместе со своими не менее легендарными братьями — Синеусом и Трувором.

К сожалению, об этих персонажах древней русской истории говорят лишь летописи, упоминая их считанное количество раз. Поэтому у историков по сей день возникают сомнения, существовали ли эти люди. Однако факт остаётся фактом — представители княжеского и царского домов величали себя именно Рюриковичами и не сомневались в том, что ведут своё происхождение от легендарного предка.


В. М. Васнецов. Прибытие Рюрика в Ладогу. (ru.wikipedia.org)

Более того, в связи с образованием централизованного русского царства усилиями московских князей родословная Рюриковичей значительно обогатилась. «Мы от Августа Кесаря родством ведёмся», — писал Иван Грозный шведскому королю Юхану III в годы Ливонской войны. Этот миф, призванный усилить легитимность русской царской династии и показать всему миру её величие и значительность, появился ещё в конце 15-го века. Сюда же можно отнести историю со знаменитой «шапкой Мономаха» — символом царской власти. Согласно легенде, она была подарена князю Владимиру Всеволодовичу византийским императором Константином Мономахом в начале 12-го века, однако позднейшие исследования опровергли эти сведения.

Шапка Мономаха. (ru.wikipedia.org)

Легенда о происхождении Рюриковичей от Октавиана Августа была зафиксирована в начале 16-го века анонимным автором в «Сказании о князьях Владимирских», после чего перекочевала в «Государев родословец» и главный исторический труд эпохи Ивана Грозного — «Степенную книгу». Её активно использовал и сам царь в переписках с коллегами по государеву цеху и другими лицами. Согласно этой истории, у римского императора был брат Прус, который получил во владение современные польские и восточногерманские земли: «Брата жъ своего Пруса (Август Кесарь) постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море и до сего числа по имени его зовется Пруская земля». Эта легенда стала идеологическим обоснованием завоевания Ливонии.

Князья Аскольд и Дир

«Повесть временных лет» содержит немного сведений о правлении первых киевских князей. В ней написано о дружинниках Аскольде и Дире, служивших князю Рюрику, после чего они покинули его и отправились по реке Днепр в сторону Царьграда, а по дороге завоевали Киев и остались там править.

У князя Рюрика был малолетний сын Игорь, который должен был стать следующим русским князем, но пока его полномочия выполнял Олег. Вместе с Игорем он отправился в Киев, где убил Аскольда и Дира, которые, по его мнению, не имели право на княжество, так как были простолюдинами. Первым киевским князьям удалось удерживать власть в своих руках в период 866-882 годы.